Советы родителям по правовому воспитанию

Современная семья несет наибольшую ответственность за воспитание ребенка. Именно она должна выполнять главную задачу – обеспечивать материальные и педагогические условия для духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития юного поколения.

Законом  на родителей возложена ответственность за физическое здоровье и психическое состояние детей, создание условий для развития их природных способностей.  От семьи начинается путь ребенка к познанию мира, своего становления как личности, путь к школьному обучению. Конституционной обязанностью родителей является содержание своих детей до совершеннолетия.

Жизненной дорогой ребенка ведут два ума, два опыта: семья и учебное заведение.

Если:

Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

Ребенка хвалят, он учится быть благородным;

Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

Ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным;

Ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Когда нарушаются права ребенка?

∙ Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.

∙ Когда его потребности игнорируются.

∙ Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.

∙ Когда нарушается неприкосновенность ребенка.

∙ Когда ребенка изолируют.

∙ Когда ребенка запугивают.

∙ Когда ребенок не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.

∙ Когда ребенок не может свободно выражать свои мысли и чувства.

∙ Когда его личные вещи не являются неприкосновенными.

∙ Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.

∙ Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.

 Как реагирует ребенок на нарушение ее прав?

∙ Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, бьется, замыкается в себе и т.д.)

∙ Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.

∙ Он часто бывает в плохом настроении.

∙ Может сбежать из дома.

∙ Может принимать наркотики или алкоголь.

∙ Может делать попытки суицида (покушения на свою жизнь).

 Что родители могут сделать для своего ребенка?

∙ Помнить,  что ребенок – это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать.

∙ Научить его говорить “Нет”, научить защищаться, уметь вести себя безопасно.

∙ Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям.

∙ Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день. Делиться с ребенком своими чувствами и мыслями.

∙ Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для него доступными.

∙ Привлекать ребенка для создания семейных правил.

Дети, права которых нарушаются часто,  становятся социально и психологически дезадаптированными.

Памятка для родителей

1. Никогда не занимайтесь “воспитательной работой” в плохом настроении.

2. Четко определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели.

5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.

6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.

8.Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.

9. Воспитание – это преемственность действий.

10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Вы должны знать:

1. С кем дружит ваш ребенок.

2. Где проводит свободное время.

3. Не пропускает ли занятий в школе.

4. В каком виде или состоянии возвращается домой.

Не позволяйте детям:

1. Уходить из дома на длительное время.

2. Ночевать у малознакомых для вас людей.

3. Оставаться надолго дома без присмотра взрослых, родственников.

4. Находиться поздно вечером и ночью на улице, где они могут стать жертвой насильственных действий взрослых.

5. Носить чужую одежду.

6. Хранить чужие вещи.

Вы обязаны заметить и отреагировать, когда:

– В доме появились чужие вещи (выясните, чьи они);

– В доме есть запах жженой травы или синтетических веществ (это может свидетельствовать о курении сигарет с наркотическими веществами);

– В доме появились иглы для инъекций, мелкие частицы растений, чем-то испачканные бинты, закопченная посуда (это может свидетельствовать об употреблении наркотических препаратов);

– В доме появились лекарства, которые действуют на нервную систему и психику (выясните, кто и с какой целью их использует);

– В доме слишком часто является запах средств бытовой химии – растворителей, ацетона и т.д. (это может свидетельствовать о захвате детей веществами, которые вызывают состояние одурманивания);

– Состоялась быстрая смена внешнего вида и поведения детей: нарушилась координация движений, повысилась возбудимость или вялость, появились следы от уколов на венах, расширение зрачков и т.д. (это может свидетельствовать о применении ребенком наркотических веществ).

Несколько коротких правил:

1.Показывайте ребенку, что его любят таким, какой он есть, а не за какие-то достижения.

2.Нельзя никогда (даже в порыве гнева) говорить ребенку, что он хуже других.

3.Требуйте честно и терпеливо отвечать на любые вопросы.

4.Учитесь  ежедневно находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

5.Учить ребенка свободно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

6.Не стесняйтесь подчеркивать, что вы гордитесь своим ребенком.

7.Будьте честны в оценке своих чувств к ребенку.

8.Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

9.Оценивайте не только поступки, а и его самого.

10.Не добивайтесь успеха силой. Принуждение – худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье нарушает личность ребенка.

11.Признавайте право ребенка на ошибку.

12.Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

14.И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда вы лучше поймете, как его воспитывать.

Такая форма работы дает возможность родителям больше контролировать и понимать своих детей, понимать их жизнь, повышает правовое образование родителей, помогает им правильно воспитывать своих детей.