Цель университета – создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
Основные задачи, решаемые в рамках университета:
– создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;
– содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;
– популяризировать положительный опыт семейного воспитания.
ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете
Ι Общие положения
Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования родительского университета (далее – университета).
Университет открыт и работает на базе государственного учреждения образования «Средняя школа д. Черни».
Цель университета – создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
Основные задачи, решаемые в рамках университета:
– создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;
– содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;
– популяризировать положительный опыт семейного воспитания.
В своей работе университет руководствуется:
– Кодексом Республики Беларусь об образовании;
– Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;
– Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»;
– настоящим Положением;
– иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.
Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.
Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории. Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет учитель информатики, которому данная функция вменена приказом директора школы.
II Деятельность университета
Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
Учебный год в университете начинается с 15 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:
1-я сессия – октябрь-ноябрь;
2-я сессия – декабрь-январь;
3-я сессия – февраль-март;
4-я сессия – апрель-май.
Тематику занятий в университете разрабатывают с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.
Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.
Обучение родителей организуется по циклам:
– 1 цикл для родителей обучающихся 1-4 классов,
– II цикл— для родителей обучающихся 5-8 классов,
– III цикл— для родителей обучающихся 9-11 классов.
Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.
Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:
– I Основы правовых знаний,
– II Основы возрастной и семейной психологии;
– III Основы педагогических знаний;
– IV Основы конструктивного взаимодействия.
Курсы базового модуля ведут только специалисты имеющие профессиональное образование.
Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высоко квалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности.
При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться заочная (дистанционная) форма обучения. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с родителями.
Занятия в университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов; дискуссионных занятий («круглый стол», диспут, дебаты и др.); тренинговых занятий; деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.
По окончании учебного года при условии посещения всех занятий цикла родители получают электронный сертификат установленного учреждением образования образца.
III Участники родительского университета.
Их права и ответственность.
Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.
Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование родителей о работе университета несут заведующие кафедрами и ректор.
Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.
IV Документация университета
В университете предусмотрено наличие следующих документов:
– Копия приказа об организации родительского университета;
– Положение о родительском университете;
– План работы родительского университета.
План работы родительского университета на 2022/2023 учебный год
№ | Темы занятий | Ответственные | Место проведения | ||||
1 цикл (для родителей обучающихся 1-4 классов) | |||||||
1 | Адаптация учащихся в 1-м классе | 28.10 18.00-19.00 | Марчук Е.В. | Актовый зал | |||
2 | Информационный проект «Права человека и права ребенка: информирование и соблюдение» | 20.01 17.00-18.00 | Субко Т.А. | Актовый зал | |||
3 | Практикум «Как научить ребенка учиться?» | 24.03 17.00-18.00 | Баран В.В. | Актовый зал | |||
4 | Круглый стол «Формирование конструктивных взаимоотношений “Родитель-ребёнок” | 26.05 17.00-18.00 | Педагог-организатор | Актовый зал | |||
2 цикл (для родителей обучающихся 5-8 классов) | |||||||
1 | Правовая страничка «Защита прав детей в Республике Беларусь» | 16.11 17.00-18.00 | Субко Т.А. | Актовый зал | |||
2 | Психологический практикум “На стороне подростка” (оптимизация взаимоотношений в период взросления) | 14.12 17.00-18.00 | Марчук Е.В. | Актовый зал | |||
3 | Круглый стол «Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности» | 08.02 17.00-18.00 | Баран В.В. | Актовый зал | |||
4 | Мастерская «Секреты конструктивного общения с детьми» | 05.04 17.00-18.00 | Педагог-организатор | Актовый зал | |||
3 цикл (для родителей обучающихся 9-11 классов) | |||||||
1 | Практикум «Как уберечь ребенка от зависимостей» | 23.11 17.00-18.00 | Субко Т.А. | ||||
2 | Круглый стол «Семейные ценности. Какие они для нас» | 21.12 17.00-18.00 | Марчук Е.В. | Актовый зал | |||
3 | Практикум «Подготовка к экзаменам и ЦТ. Как противостоять стрессу?» (с приглашением педагога-психолога) | 22.02 17.00-18.00 | Баран В.В. | Актовый зал | |||
4 | Практикум «Навыки конструктивного взаимодействия с подростком» | 19.04 17.00-18.00 | Педагог-организатор | Актовый зал | |||