Родительский университет

Цель университета – создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.

Основные задачи, решаемые в рамках университета:

– создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;

– содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;

– популяризировать положительный опыт семейного воспитания.

ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете

Ι Общие положения

Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования родительского университета (далее – университета).

Университет открыт и работает на базе государственного учреждения образования «Средняя школа д. Черни».

Цель университета – создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.

Основные задачи, решаемые в рамках университета:

– создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;

– содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;

– популяризировать положительный опыт семейного воспитания.

В своей работе университет руководствуется:

– Кодексом Республики Беларусь об образовании;

– Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

– Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»;

– настоящим Положением;

– иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.

Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.

Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории. Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет учитель информатики, которому данная функция вменена приказом директора школы.

II Деятельность университета

Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.

Учебный год в университете начинается с 15 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:

1-я сессия – октябрь-ноябрь;

2-я сессия – декабрь-январь;

3-я сессия – февраль-март;

4-я сессия – апрель-май.

Тематику занятий в университете разрабатывают с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.

К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.

Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.

Обучение родителей организуется по циклам:

– 1 цикл для родителей обучающихся 1-4 классов,

– II цикл— для родителей обучающихся 5-8 классов,

– III цикл— для родителей обучающихся 9-11 классов.

Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.

Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:

–  I Основы правовых знаний,

– II Основы возрастной и семейной психологии;

– III Основы педагогических знаний;

– IV Основы конструктивного взаимодействия.

Курсы базового модуля ведут только специалисты имеющие профессиональное образование.

Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высоко квалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности.

При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться заочная (дистанционная) форма обучения. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с родителями.

Занятия в университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов; дискуссионных занятий («круглый стол», диспут, дебаты и др.); тренинговых занятий; деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.

По окончании учебного года при условии посещения всех занятий цикла родители получают электронный сертификат установленного учреждением образования образца.

III Участники родительского университета.

Их права и ответственность.

Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.

Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование родителей о работе университета несут заведующие кафедрами и ректор.

Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.

IV Документация университета

В университете предусмотрено наличие следующих документов:

– Копия приказа об организации родительского университета;

– Положение о родительском университете;

– План работы родительского университета.

План работы родительского университета на 2022/2023 учебный год

Темы занятий ОтветственныеМесто проведения
 1 цикл (для родителей обучающихся 1-4 классов)   
1Адаптация учащихся в 1-м классе28.10 18.00-19.00Марчук Е.В.Актовый зал
2Информационный проект «Права человека и права ребенка: информирование и соблюдение»20.01 17.00-18.00Субко Т.А.Актовый зал
3Практикум «Как научить ребенка учиться?»24.03 17.00-18.00Баран В.В.Актовый зал
4Круглый стол «Формирование конструктивных взаимоотношений “Родитель-ребёнок”26.05 17.00-18.00Педагог-организаторАктовый зал
 2 цикл (для родителей обучающихся 5-8 классов)   
1Правовая страничка «Защита прав детей в Республике Беларусь»16.11 17.00-18.00Субко Т.А.Актовый зал
2Психологический практикум “На стороне подростка” (оптимизация взаимоотношений в период взросления)14.12 17.00-18.00Марчук Е.В.Актовый зал
3Круглый стол «Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности»08.02 17.00-18.00Баран В.В.Актовый зал
4Мастерская «Секреты конструктивного общения с детьми»05.04 17.00-18.00Педагог-организаторАктовый зал
 3 цикл (для родителей обучающихся 9-11 классов)   
1Практикум «Как уберечь ребенка от зависимостей»23.11 17.00-18.00Субко Т.А. 
2Круглый стол «Семейные ценности. Какие они для нас»21.12 17.00-18.00Марчук Е.В.Актовый зал
3Практикум «Подготовка к экзаменам и ЦТ. Как противостоять стрессу?» (с приглашением педагога-психолога)22.02 17.00-18.00Баран В.В.Актовый зал
4Практикум «Навыки конструктивного взаимодействия с подростком»19.04 17.00-18.00Педагог-организаторАктовый зал