Рекомендации педагога – психолога классным руководителям по работе с отверженными детьми
- Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе.
- Поговорите отдельно с зачинщиками, чтобы пресечь появление и использование обидных прозвищ и поступков в классе;
- Поговорите с ребенком, выступающим в роли жертвы. Обсудите с ним, почему, по его мнению, его обзывают, преследуют. Объясните ему, что вы не сможете защищать его, если не будете твердо уверены, что сам он никогда драку не начинает. Скажите, что вам очень важно быть справедливым учителем и никого не наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят. Подскажите ребенку, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же не обращать на них внимания, все удовольствие от повторения одних и тех же слов пропадает, это скоро становится скучным.
- Пресекайте насмешки. Подскажите ребенку несколько “волшебных фраз”, остужающих пыл дразнящих. Если они с хохотом скачут вокруг, показывая пальцем, можно спокойно сказать: “Я рад, что вам так весело”. Если говорят оскорбительные вещи, можно ответить: “Ты можешь так думать, если тебе это нравится” или “Я уже заметил, что тебе нравится говорить гадости о людях”. Принцип тот же: не надо обсуждать навязываемую обидчиками тему (свою внешность, качества и т.д.), спорить, оправдываться, сердиться. Надо кратко и спокойно охарактеризовать их поведение, их мотивы, переложив ответственность за происходящее на них: это не я такой, это ты такой, что тебе нравится меня дразнить. Конечно, сказать это должным тоном и вовремя непросто, но помогает практически всегда.
- Подчеркните значимость для коллектива непопулярных детей (один незаменим в походах, так как много знает о природе, второй хорошо играет на гитаре, сочиняет стихи; третий добился успеха в спорте). Учитель должен знать о способностях своих учеников, их увлечениях, т.е. знать то, в чем силен данный ребенок и помогать такому ребенку проявлять свои сильные стороны.
- Всегда выслушивайте и обиженного, и обидчика;
- Обращайте внимание на всякие мелкие происшествия в классе, не пренебрегайте детскими жалобами;
- Важно объединять ребят совместными мероприятиями (поездками, постановками спектаклей, походами);
- Важно устраивать классные часы или тренинги на тему «сплочение», «взаимоотношения в коллективе» и др.