Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Исходя из этого одной из задач школы является подготовка обучающихся к профессиональной деятельности.
Подготовка к профессиональной деятельности происходит через систему профориентационных мероприятий.
Профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профессиональная ориентация в школе для детей с ОВЗ – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Основная задача профориентационной работы:
-сформировать у обучающихся положительное отношение к труду;
-познакомить обучающихся с миром профессий и содержанием профессиональной деятельности;
– помочь обучающемуся осознать личностные особенности, профессиональные интересы и возможности;
– научить обучающихся соотносить требования, предъявляемые профессией, с собственными индивидуальными особенностями.
Для решения поставленных задач необходимо знать особенности профессиональной ориентации:
– комплексное взаимодействие педагогического коллектива (работа классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога, логопеда, медицинского работника и администрации школы);
– системный и непрерывный характер профессиональной ориентации обучающихся (с 1-го по 9 класс);
– привлечение родителей обучающихся в профориентационную работу школы;
– ориентация на систему трудоустройства и профессионального обучения в конкретном регионе;
В системе профориентационной работы существует 2 направления: работа с обучающимися и работа с родителями обучающихся.
Работу с обучающимися условно можно разделили на 3 группы мероприятий, которые имеют свои цели.
1-4 класс
Знакомство обучающихся с названиями профессий и их содержанием.
-Участие в тематических классных часах(«Профессии моих родителей», « Моя будущая профессия», « Мир профессий», «Все профессии нужны, все профессии важны!» и т.д.)
– Посещение внеурочных занятий и различных секций, участие в общешкольных мероприятиях (обучающийся может проявить свои способности и попробовать свои силы в различных направлениях деятельности)
– Поддержание трудовой деятельности обучающегося, в соответствии с его физиологическими особенностями ребенка (дежурство в классе, участие в субботниках, с письменного разрешения родителей и исходя из возможностей ребенка, поручение ответственных заданий)
– Использование во время занятий игр и упражнений связанных с различными профессиями («Угадай профессию?», «Представитель какой профессии изображен на карточке», «Покажи профессию», Важно во время общения с ребенком употреблять названия различных профессий)
– Экскурсионные поездки на промышленные предприятия, с целью ознакомления с содержанием профессиональной деятельности различных специалистов Фабрика «Славянка», Машиностроительный завод, .
-Анализ профессионального опыта родителей обучающегося (Мини-сообщения на тему «Профессия моих родителей», совместные занятия с родителями обучающихся, направленные на информирование обучающихся
о содержании профессиональной деятельности родителей и близких родственников)
– Коррекция поведения обучающегося (через систему педагогических и психологических занятий)
5-7 класс
Осознание обучающимися личностных особенностей, собственных профессиональных интересов и возможностей
– Диагностическое обследование обучающихся, направленное на выявление особенностей профессиональных предпочтений и особенностей личностного развития (проводит педагог-психолог школы);
– Индивидуальное консультирование обучающихся, направленные на повышение самооценки, принятия себя как личности, активизацию интереса к миру профессий, акцентирование внимания на необходимости выбора профессии (проводит педагог-психолог школы);
Включение обучающегося в трененговые группы для развития коммуникативных навыков;
Уроки профессиональной грамотности ( Ознакомление обучающегося с такими понятиями как: рынок труда, заработная плата, график работы, трудовой кодекс, резюме, условия труда, предмет труда и т.д.).
8-9 класс
Сопоставление интересов и профессиональных возможностей обучающегося с требованиями профессиональной деятельности.
– Информирование обучающихся о возможных путях получения профессий, об учебных заведениях и специальностях существующих в регионе проживания обучающихся.
– Посещение дней открытых дверей учебных заведений и ярмарок профессий.
– Помощь и поддержка в окончательном принятии решения о дальнейшем профессиональном пути.
Профориентационная работа с родителями обучающихся заключается в информировании родителей по различным вопросам (о правовых аспектах получения образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, о доступных путях получения профессий в нашем регионе, о профессиональных учебных заведениях в которых может обучаться ребенок, а так же о специальностях, которые могут быть освоены обучающимся, об индивидуальных особенностях обучающегося, его профессиональных интересах и склонностях) и моральная помощь и поддержка родителей в вопросах профессионального образования обучающихся.
Особенности мотивации лиц с ОВЗ и детей – инвалидов.
Мотивация – это внутреннее побуждение к деятельности.
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.
Мотивы обучения:
– Внешние ( отметка, чувство долга, избегание наказания и т.д.
– Внутренние ( потребность в получении новых знаний, чувство успеха)
Для успешного обучения должны преобладать внутренние мотивы обучения.
Основная трудность в развитии мотивации у обучающихся с ОВЗ заключается в том, что дети с психофизиологическими нарушениями отличаются от своих сверстников более низким уровнем развитии.
Негласно можно сказать, что дети с ЗПР отстают от своих сверстников в развитии примерно на 2 года, а дети с интеллектуальными нарушениями на 3-4 года. В связи с этим у обучающихся с ОВЗ практически не сформирована учебная мотивация.
В связи с выше сказанным обучение данной категории детей необходимо начинать с определения их «зоны ближайшего развития».
Таким образом, основная задача педагога в развитии школьной мотивации у обучающихся с ОВЗ – это организация такой среды обучения, в которой могла бы формироваться потребность в получении новых знаний.
А это значит, что к каждому обучающемуся должна применяться индивидуальная стратегия развития.
Для развития учебной мотивации необходимы следующие условия:
– Преобладание игровых методов обучения
– Развитие эмоциональной связи между ребенком и педагогом
– Большое количество наглядности и стимульных материалов
Планирование занятий с учетом индивидуальных возможностей ребенка
Ориентация на соматическое здоровье и эмоциональный настрой обучающегося
Отказ от упражнений и заданий, которые не интересны обучающемуся
Отказ от нормированных по времени занятий
Смена деятельности во время занятий
Время на отдых и релаксацию
Если говорить о мотивации к профессиональной деятельности то можно отметить, что для её формирования необходимо комплексное взаимодействие педагогического коллектива и родителей обучающихся. Необходимо постоянно акцентировать внимание обучающихся на вопросах профессиональной деятельности. В старших классах необходимо систематически проводить беседы в рамках данной темы, направленные на формирования ответственности у обучающихся за своё профессиональное будущее и повышение профессиональной грамотности. Основная задача школы поддерживать интерес обучающегося к профессиональной деятельности.