Профориентация детей-инвалидов

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Исходя из этого одной из задач школы является подготовка обучающихся к профессиональной деятельности.

Подготовка к профессиональной деятельности происходит через систему профориентационных мероприятий.

Профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профессиональная ориентация в школе для детей с ОВЗ – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Основная задача профориентационной работы:

-сформировать у обучающихся положительное отношение к труду;

-познакомить обучающихся с миром профессий и содержанием профессиональной деятельности;

– помочь обучающемуся осознать личностные особенности, профессиональные интересы и возможности;

– научить обучающихся соотносить требования, предъявляемые профессией, с собственными индивидуальными особенностями.

Для решения поставленных задач необходимо знать особенности профессиональной ориентации:

– комплексное взаимодействие педагогического коллектива (работа классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога, логопеда, медицинского работника и администрации школы);

– системный и непрерывный характер профессиональной ориентации обучающихся (с 1-го по 9 класс);

– привлечение родителей обучающихся в профориентационную работу школы;

– ориентация на систему трудоустройства и профессионального обучения в конкретном регионе;

В системе профориентационной работы существует 2 направления: работа с обучающимися и работа с родителями обучающихся.

Работу с обучающимися условно можно разделили на 3 группы мероприятий, которые имеют свои цели.

1-4 класс

Знакомство обучающихся с названиями профессий и их содержанием.

-Участие в тематических классных часах(«Профессии моих родителей», « Моя будущая профессия», « Мир профессий», «Все профессии нужны, все профессии важны!» и т.д.)

– Посещение внеурочных занятий и различных секций, участие в общешкольных мероприятиях (обучающийся может проявить свои способности и попробовать свои силы в различных направлениях деятельности)

– Поддержание трудовой деятельности обучающегося, в соответствии с его физиологическими особенностями ребенка (дежурство в классе, участие в субботниках, с письменного разрешения родителей и исходя из возможностей ребенка, поручение ответственных заданий)

– Использование во время занятий игр и упражнений связанных с различными профессиями («Угадай профессию?», «Представитель какой профессии изображен на карточке», «Покажи профессию», Важно во время общения с ребенком употреблять названия различных профессий)

– Экскурсионные поездки на промышленные предприятия, с целью ознакомления с содержанием профессиональной деятельности различных специалистов Фабрика «Славянка», Машиностроительный завод, .

-Анализ профессионального опыта родителей обучающегося (Мини-сообщения на тему «Профессия моих родителей», совместные занятия с родителями обучающихся, направленные на информирование обучающихся

о содержании профессиональной деятельности родителей и близких родственников)

– Коррекция поведения обучающегося (через систему педагогических и психологических занятий)

5-7 класс

Осознание обучающимися личностных особенностей, собственных профессиональных интересов и возможностей

– Диагностическое обследование обучающихся, направленное на выявление особенностей профессиональных предпочтений и особенностей личностного развития (проводит педагог-психолог школы);

– Индивидуальное консультирование обучающихся, направленные на повышение самооценки, принятия себя как личности, активизацию интереса к миру профессий, акцентирование внимания на необходимости выбора профессии (проводит педагог-психолог школы);

Включение обучающегося в трененговые группы для развития коммуникативных навыков;

Уроки профессиональной грамотности ( Ознакомление обучающегося с такими понятиями как: рынок труда, заработная плата, график работы, трудовой кодекс, резюме, условия труда, предмет труда и т.д.).

8-9 класс

Сопоставление интересов и профессиональных возможностей обучающегося с требованиями профессиональной деятельности.

– Информирование обучающихся о возможных путях получения профессий, об учебных заведениях и специальностях существующих в регионе проживания обучающихся.

– Посещение дней открытых дверей учебных заведений и ярмарок профессий.

– Помощь и поддержка в окончательном принятии решения о дальнейшем профессиональном пути.

Профориентационная работа с родителями обучающихся заключается в информировании родителей по различным вопросам (о правовых аспектах получения образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, о доступных путях получения профессий в нашем регионе, о профессиональных учебных заведениях в которых может обучаться ребенок, а так же о специальностях, которые могут быть освоены обучающимся, об индивидуальных особенностях обучающегося, его профессиональных интересах и склонностях) и моральная помощь и поддержка родителей в вопросах профессионального образования обучающихся.

Особенности мотивации лиц с ОВЗ и детей – инвалидов.

Мотивация – это внутреннее побуждение к деятельности.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.

Мотивы обучения:

– Внешние ( отметка, чувство долга, избегание наказания и т.д.

– Внутренние ( потребность в получении новых знаний, чувство успеха)

Для успешного обучения должны преобладать внутренние мотивы обучения.

Основная трудность в развитии мотивации у обучающихся с ОВЗ заключается в том, что дети с психофизиологическими нарушениями отличаются от своих сверстников более низким уровнем развитии.

Негласно можно сказать, что дети с ЗПР отстают от своих сверстников в развитии примерно на 2 года, а дети с интеллектуальными нарушениями на 3-4 года. В связи с этим у обучающихся с ОВЗ практически не сформирована учебная мотивация.

В связи с выше сказанным обучение данной категории детей необходимо начинать с определения их «зоны ближайшего развития».

Таким образом, основная задача педагога в развитии школьной мотивации у обучающихся с ОВЗ – это организация такой среды обучения, в которой могла бы формироваться потребность в получении новых знаний.

А это значит, что к каждому обучающемуся должна применяться индивидуальная стратегия развития.

Для развития учебной мотивации необходимы следующие условия:

– Преобладание игровых методов обучения

– Развитие эмоциональной связи между ребенком и педагогом

– Большое количество наглядности и стимульных материалов

Планирование занятий с учетом индивидуальных возможностей ребенка

Ориентация на соматическое здоровье и эмоциональный настрой обучающегося

Отказ от упражнений и заданий, которые не интересны обучающемуся

Отказ от нормированных по времени занятий

Смена деятельности во время занятий

Время на отдых и релаксацию

Если говорить о мотивации к профессиональной деятельности то можно отметить, что для её формирования необходимо комплексное взаимодействие педагогического коллектива и родителей обучающихся. Необходимо постоянно акцентировать внимание обучающихся на вопросах профессиональной деятельности. В старших классах необходимо систематически проводить беседы в рамках данной темы, направленные на формирования ответственности у обучающихся за своё профессиональное будущее и повышение профессиональной грамотности. Основная задача школы поддерживать интерес обучающегося к профессиональной деятельности.