Профилактика суицидального поведения

Факторы риска суицида и парасуицида

К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:

  • ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, угрожающие их образу «я» и унижающие чувство собственного достоинства;
  • конфликтные отношения в семье;
  • смерть любимого (другого значимого человека);
  • разрыв отношений и межличностные конфликты;
  • запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
  • серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
  • нежелательная беременность, аборт и его последствия;
  • ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
  • серьезная физическая болезнь.

Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:

  • психические отклонения у родителей;
  • история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
  • насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);
  • недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;
  • конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
  • развод родителей.

Симптомы основных психических расстройств

К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:

  • ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, угрожающие их образу «я» и унижающие чувство собственного достоинства;
  • конфликтные отношения в семье;
  • смерть любимого (другого значимого человека);
  • разрыв отношений и межличностные конфликты;
  • запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
  • серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
  • нежелательная беременность, аборт и его последствия;
  • ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
  • серьезная физическая болезнь.

Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:

  • психические отклонения у родителей;
  • история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
  • насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);
  • недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;
  • конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
  • развод родителей.

Симптомы основных психических расстройств

Депрессия. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков. Школьники, страдающие депрессией, нередко обращаются к врачу с жалобами на соматические симптомы (головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди). Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению, учителям и родителям приходится уделять им много внимания. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения.

Признаки депрессии у детей и подростков (сравнительная характеристика)

Дети Печальное настроениеПодростки Печальное настроение
Потеря свойственной детям энергииЧувство скуки
Внешние проявления печалиЧувство усталости
Нарушения снаНарушения сна
Соматические жалобыСоматические жалобы
Изменение аппетита или весаНеусидчивость, беспокойство
Ухудшение успеваемостиФиксация внимания на мелочах
Снижение интереса к обучениюЧрезмерная эмоциональность
Страх неудачиЗамкнутость
Чувство неполноценностиРассеянность внимания
Негативная самооценкаАгрессивное поведение
Постоянное чувство виныНепослушание
Повышенная чувствительность к средовым воздействиям, сужение зоны комфортаСклонность к бунту
Чрезмерная самокритичностьЗлоупотребление алкоголем или наркотиками
Снижение общительности Агрессивные действияПлохая успеваемость Прогулы в школе

Психозы (психотическиерасстройства):

 своеобразные нарушения мышления в виде оторванности от внешнего мира и реальных факторов, бредовых идей воздействия и управления своими действиями или мыслями посторонней силой, бредовых идей самообвинения, самоуничижения, виновности и преследования; наличие слуховых галлюцинаций императивного (вынуждающего к действию) характера. Дети слышат голос (или голоса), которые приказывает совершить суицид, «уйти из жизни». Распространенность у детей и подростков тяжелых психических расстройств, подобных шизофрении или маниакально-депрессивному психозу является невысокой. Суицидальный риск в категории таких пациентов возрастает при сочетании психотического расстройства и злоупотребления алкоголем, наркотиками и табачными изделиями.

Расстройство адаптации:

наблюдается в период адаптации к значительному изменению социального статуса (потеря близких или длительная разлука с ними, положение беженца и тому подобные) или к стрессовому жизненному событию (в том числе — серьезное физическое или психическое заболевание).

Симптомы: — депрессивное настроение, тревога, беспокойство;

— чувство неспособности справиться с ситуацией, приспособиться к ней;

— снижение продуктивности (плохая успеваемость, снижение внимания, памяти);

— склонность к драматическому поведению, вспышки агрессии.

Нарушения поведения:

возбуждение, агрессия, импульсивность, прогулы в школе и уходы из дома, вызывающее провокационное поведение, воровство, лживость, откровенное постоянное непослушание. Среди детей и подростков с нарушениями поведения и склонных к самоубийству, многие злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Установлено, что в данной суицидальной группе риска перед совершением суицидальной попытки каждый четвертый употреблял алкоголь или наркотические вещества.

Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия) 

Расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса изза неудовлетворенности своим телосложением и внешностью. Подростки стремятся похудеть, избегая употребления калорийной пищи, снижая пищевой объем, вызывая рвоту после еды, принимая слабительные и мочегонные средства, чрезмерно занимаясь физкультурой и спортом. Анорексия весьма часто сочетается с депрессией, суицидальный риск у этого контингента примерно в 20 раз выше, чем в общей подростковой популяции.

наки (проявления) суицидального риска

Поведенческие признаки:

— внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;

— употребление спиртного и/или наркотических средств;

— избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);

— безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;

 — безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;

— внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;

— внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.

Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:

— невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;

— разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чемто, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какойто группе);

— поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;

— присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не  может ему помочь в борьбе с его болью; — конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в чернобелом свете, либо все хорошо, либо все плохо;

— противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти. Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.

Словесные ключи:

— прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;

— шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

— уверения в беспомощности и зависимости от других;

— прощание;

— сомообвинения;

— сообщение о конкретном плане суицида.

Поведенческие ключи:

— раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);

— написание «записок-завещаний»;

— несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;

— самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;

— частое прослушивание траурной или печальной музыки;

— склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Ситуационные ключи:

— психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).

Мы используем cookie-файлы для предоставления вам наиболее актуальной информации. Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.  
Принять