Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, заняв почетное место лидера среди множества способов организации молодежного отдыха.
Есть разновидности игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти, находчивости, умения мгновенно принимать решения. Это логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии.
Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения.
Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы, зрительной памяти.
Очевидна польза компьютерных игр и для младших школьников – для них разработано множество обучающих игр, которые научат действовать в различных ситуациях, способствуют развитию усидчивости, внимательности.
Прямая обязанность родителей – не запретить ребенку взаимодействовать с компьютером, тем самым вызвав обиду и агрессию, спровоцировав его к побегам в Интернет-клубы, а:
- подобрать наиболее оптимальные для него варианты компьютерных игр,
- составить план занятий по ним,
- позволить играть во «вредные» стрелялки определенный лимит времени,
- стимулировать ребенка к отдыху не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.
Для взрослого человека есть польза компьютерных игр, «потребляемых» в меру. Это хороший способ расслабиться после тяжелого рабочего дня, отвлечься от обыденной суеты, «пошевелить мозгами». Как и в случае с детьми, здесь важна разновидность игры и время, которое ей уделяется. От 1-2 часов в сутки, проведенных в компьютерных мирах, ничего плохого не случится.
В представлении детей до 7-летнего возраста виртуальный и реальный миры тождественны. Дети, не обученные отличать добро от зла, копируют поведение героев.
Большинство игр-стрелялок культивируют агрессивную мораль. Это искажает самосознание детей, приводит к противопоставлению: “Я против всех!”
Ребенок в игре получает власть над миром: компьютерная мышка – аналог волшебной палочки. Это особенно увлекает детей и уводит их от реальности.
После длительного времяпровождения за компьютерными играми дети неизбежно вступают конфликт с реальностью. Окружающий мир перестает соответствовать модели, искусно вложенной в детское сознание.
Значит, этот мир должен быть изменен или уничтожен. Есть запасной выход – уйти из этого мира, но не насовсем.
При компьютерной зависимости вырабатываются привычка к легкости достижения цели, ослабевает сила воли, теряется способность сосредоточения, происходит отчуждение, возникают навязчивые страхи. Происходит роботизация мышления, уходят сострадание, жалость, доброта.
Как действовать
Во-первых, необходимо осознать сам факт зависимости. Не прятать голову в песок, не говорить, что «сейчас все дети такие», в трезво посмотреть на вещи. Если ребенок находится за компьютером более 5 часов в день, его эмоциональный фон зависит от количества «лайков» или от ответа виртуальных друзей, то родители должны бить тревогу.
Во-вторых, необходимо выявить те положительные подкрепления, которые дает пребывание в интернет-пространстве. Например, ребенок в жизни может быть хилым и болезненным, а в компьютерных играх доходить до самого высокого уровня. Такому ребенку в жизни может не хватать одобрения со стороны значимых взрослых.
В-третьих, замените виртуальное времяпрепровождение реальным.
В-четвертых, повышайте ребенку самооценку — хвалите, подбадривайте, помогайте. Необходимо, чтобы подросток получал положительные эмоции не от неизвестных виртуальных друзей, а от близких.