Рекомендации по адаптации пятиклассников

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника.

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

• увеличение объема и разнообразие содержания образования;

• увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;

• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

• завершение перехода к кабинетной системе обучения;

• отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

 В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.

 Каждый переходный период обладает своей специфи­кой, связанной в первую очередь с психологическим своеоб­разием возраста.

 Возрастные психологические особенности пятиклассников

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Психологические рекомендации для успешной адаптации учащихся.

Основными задачами педагогического коллектива в адаптационный период 5-классников являются:

  • создание условий для успешной адаптации детей в средней школе (формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями);
  • повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклашек.

Успешно к новым условиям обучения адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

  • имеют достаточный уровень интеллектуального развития;
  • умеют работать самостоятельно;
  • умеют планировать свои действия;
  • умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;
  • умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
  • не делают трагедии из школьной оценки.

Однако есть дети, у которых по ранее перечисленным причинам процесс адаптации затягивается и проходит не столь успешно. Главным условием успешной адаптации детей в 5 классе является слаженная работа всех участников этого процесса: классного руководителя, учителей-предметников, психологической службы и, конечно, родителей. При этом именно педагоги, и в первую очередь классный руководитель, играют первостепенную роль в том, как пройдет и закончится данный период для ученика.

Особое внимание педагогам нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому и наказуемому явлению, является одной из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха, снижение уровня тревожности учеников. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

В качестве мер, способствующих грамотной организации работы в классе и, следовательно, снижающих уровень тревожности учащихся 5-х классов, можно отметить следующие:

Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними).

В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

В первые дни учебного года совместно со школьным психологом подготовить и провести специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.

Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предметам.

Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.

Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность детей к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у них навыков подготовки к урокам.

Учителям категорически не стоит задерживать детей после звонка на перемену.

Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, к примеру:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
  • опоздания не допускаются.

б) организация учебного процесса:

  • наличие необходимых учебных пособий;
    • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи: «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);

в) отношения между детьми, между учителем и ребенком:

  • проявлять уважение друг к другу;
  • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник – классный руководитель или учитель-предметник.

Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.

Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

Работа классного руководителя

При переходе из младшей школы, ребенок нуждается в своего рода наставнике, который мог бы дать небольшой толчок к началу новой жизни, помог и объяснил, как быстрее научиться соблюдать новые правила внутри класса и школы, подсказал, что стоит сделать, чтобы лучше соответствовать новым требованиям учителей.

Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ведь ученика воспитывает дух коллектива.

Организация работы классного руководителя строится по следующим направлениям:

  1. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, а именно проведение различных экскурсий, посещение театра, выставочных залов, музея. Это несёт не только развлекательную функцию, но и даёт возможность общения учителя и класса в свободной, непринуждённой обстановке.
  2. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров, используя серию классных часов, например, по теме «Я гражданин России», которые способствуют эмоциональному развитию обучающихся, их речи, интеллекта.
  3. Организация социально значимой творческой деятельности через активное участие класса в мероприятиях, проводимых в школе. Принимать с классом участие в Новогодней программе, мероприятиям, посвященным Дню победы, и др.
  4. Включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования.
  5. Работа с портфолио учащихся, накапливая и оценивая индивидуальные достижения ученика за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:
  6. учебной
  7. творческой
  8. социальной
  9. коммуникативной
  10. Взаимодействие с учителями-предметниками для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников. Можно включать обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам (и разнообразные предметные кружки, выставки, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях.
  11. Работа с родителями, направленная на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.

Формы работы с классом в адаптационный период:

Рекомендации классному руководителю при работе с детьми:

  • Постарайтесь грамотно осуществить рассаживание детей в классе, с учетом их индивидуальных особенностей.
  • По возможности, ознакомьтесь с медицинскими картами учеников, узнайте о возможных проблемах со здоровьем, чтобы в случае критических ситуаций быть готовым к тем или иным действиям. Также не помешает узнать и об условиях проживания некоторых ребят, взаимоотношениях в их семьях.
  • Поддерживайте связь со школьным психологом. Приглашайте его на классные часы для проведения тестирований, выявляющих уровень адаптации детей или проводите их сами, впоследствии обсуждая результаты со специалистом.
  • На классном часе ознакомьте детей с возможными трудностями, которые им предстоят и способах их решений, расскажите о некоторых чисто организационных мерах.
  • Многие обязанности, касающиеся адаптации пятиклассников, лежат на плечах классных руководителей. Что же касается учителей-предметников, то помощь в адаптации учеников является и их ответственностью тоже.

Рекомендации классному руководителю при работе с родителями:

На первом родительском собрании классному руководителю необходимо рассказать родителям о новых учителях или, еще лучше, дать им самим представиться и рассказать о своих методах работы, требованиях, критериях выставления оценок и прочем. Объясните, что не стоит наказывать ребенка за малейшие ошибки или невысокие оценки, а пытаться узнать, где в знаниях ребенка появился пробел или возникло непонимание.

Разрешите родителям время от времени консультироваться с вами по тем или иным вопросам, связанным с обучением, при этом четко очертив дозволенные границы (например, письма, звонки с 17.00 до 19.00, личные встречи по определенным дням и т.д.).

Объясните, что первое время ученикам стоит носить бейджи с их именами для лучшего запоминания имен одноклассников, а также быстрого запоминания их имен учителями.

Дайте понять, что работа вас и родителей пятиклассников должна быть направлена на укрепление у детей уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неудач и что необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в стрессовых ситуациях.

Объясните родителям, что стоит относиться с пониманием к трудностям, с которыми сталкивается их ребенок при переходе в старшую школу, а также помогать ему постепенно привыкать к самостоятельности и ответственности, научить подготавливать свое рабочее место к работе, планомерно выполнять домашние задания. При возникновении сложностей с выполнением домашнего задания, не отказывать в помощи и не делать задания за ребенка.

Попросите также не обсуждать с ребенком учителей, формируя тем самым негативное отношение ребенка к конкретному предмету и к школе в целом.

По возможности, стимулируйте родителей так организовать свободное время ребенка, чтобы в нем было место для посещения спортивных секций, бассейна или танцев, прогулок на свежем воздухе, полноценного и здорового отдыха. И самое главное – обеспечить эмоциональный комфорт дома.

Расскажите родителям, что очень важно хотя бы раз в неделю находить время, свободное от рабочих или домашних забот, и интересоваться школьными успехами ребенка. Пусть ребенок расскажет вам о своих одноклассниках и взаимоотношениях с ними, школьных предметах и учителях. Необходимо запоминать имена, даты, детали событий, о которых сообщает ребенок, используя их как опорную информацию для последующих разговоров, демонстрируя свою вовлеченность в его жизнь.

Объясните, что лучше регулярно поддерживать связь с учителем, узнавая об успехах ребенка, чем обращаться к нему, когда ситуация уже крайне запущена.

Работа учителей-предметников

Учителям-предметникам также важно помнить о специфике привыкания детей к новым условиям и делать на это поправку.

Например, нередки ситуации, когда легкое волнение ученика перед ответом у доски способствует мобилизации его сил, повышает ответственность, ускоряет реакцию. Однако, если легкое волнение замещается сильной тревогой, то это приводит к значительному ухудшению его результатов или вовсе к отказу от выполнения задания, что в итоге сказывается на успеваемости.

В таких ситуациях ребенку очень важно чувствовать поддержку учителя, которую можно оказать словами типа:

  • «Ты зря сомневаешься в своих силах. Я знаю, что ты сможешь».
  • «Зная тебя и насколько ты способный, я уверен(а), что у тебя все получится. Давай попробуем, я тебе помогу».

При этом можно слегка похлопать ребенка по плечу и приободрить шуткой или улыбкой. Хороши также фразы:

  • «Ты делаешь все правильно/очень хорошо/очень красиво».
  • «Это более сложное задание, но я знаю, что ты к нему готов».
  • «У тебя есть идеи? Поделись с нами».
  • «Ты на правильном пути, продолжай в том же духе».

Использование подобных фраз помогает создать ситуацию успеха на уроке и поощрить тех, кто не уверен в своих силах. В случае же, когда стоит продемонстрировать ваше разочарование, можно использовать фразы типа:

  • «Зная о твоих способностях, я думаю, ты мог бы сделать и лучше. Постарайся в следующий раз улучшить результат»;
  • «Мне жаль, что твои результаты в этот раз печальные, тебе стоит подтянуть …, и в следующий раз будет лучше»;
  • «Тебе стоит повторить предыдущую тему»;

Таким образом, следует уделить особое внимание формированию у ребенка правильного отношения к ошибкам, как к способу более углубленного изучения материала, а не унижения. Важно, чтобы ошибки не воспринимались как проигрыш, нечто наказуемое и недопустимое. Поэтому стоит обязательно проводить разъяснительные беседы с родителями на собраниях.

Рекомендации учителям-предметникам:

  • Дети еще не знают или забывают учителей – на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.
  • Не забывайте учитывать трудности адаптационного периода и возрастные особенности при выборе способа подачи материала.
  • Предложите ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
  • Постарайтесь наладить эмоциональную связь с классом.
  • Не упускайте случая в конце урока приободрить перед всем классом тех, кто еще недостаточно уверен в себе, малоактивен, боится отвечать.
  • Учитывайте, что высокий темп – это одна из причин, мешающих пятиклассникам качественно усваивать материал.
  • Создавайте обстановку успеха, поощряя детей на виду у всего класса. Постарайтесь находить в ответах каждого ученика положительные моменты, что-то особенное или необычное и хвалите его за это.
  • Старайтесь создавать обстановку успеха, подбадривайте своих учеников, даже если у них не все получается.
  • Не забывайте, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Старайтесь как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
  • Работайте в тандеме с классными руководителями, родителями и психологической службой для лучшего понимания особенностей класса.

И помните, что при вашем неравнодушном участии, проблемный период в жизни пятиклассников очень скоро закончится, вознаградив вас активными и способными учениками. Пусть ваша планомерная работа как классного руководителя, так и учителя-предметника будет продиктована пониманием, толерантностью и любовью к ребенку, как крепнущему и растущему человеку, которому суждено стать особенным и талантливым.

Рекомендации школьного психолога родителям

  • Помогите ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
  • Учите ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, готовить рабочее место, собирать все необходимое для школы).
  • Учитывайте и вникайте в трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывайте ребенку в необходимой помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
  • Никогда не обсуждайте с ребенком учителей, формируйте положительное отношение ребенка к школе и педагогам.
  • Верьте в своего ребенка, опирайтесь на его реальные возможности, а не на собственные амбиции и желания, обеспечивайте ему эмоциональный комфорт дома.
  • Обеспечьте соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
  • Создайте необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.

Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  • С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
  • Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
  • Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!