Речевая готовность детей к школе – советы логопеда.

Подготовка ребенка к школе вышла на финишную прямую. Еще чуть-чуть и ваш дошкольник станет первоклассником. А, значит, все навыки и умения, необходимые для успешного освоения школьной программы, должны быть отточены до совершенства.

Естественно, развивать ребенка и потихоньку готовить к школе лучше всего с самого раннего возраста. Но если по каким-то причинам вы не находили времени и сил на упражнения с ребенком, то сейчас особенно важно уделить внимание занятиям, чтобы избежать проблем при обучении.

В каждом классе есть дети, которые явно отстают от сверстников по школьной программе, читают медленнее всех, решают примеры неверно и, в целом, как будто не понимают, как и что делать на уроках правильно.. И даже если «неуспевающие» не показывают своих эмоций по поводу школьных неудач, в глубине души они очень переживают, что не могут справиться с уроками. Неуверенность в себе зарождается у ребенка очень быстро, особенно, в начальных классах школы. Поэтому обязательно готовьте своего дошкольника к предстоящим учебным нагрузкам!

Особое внимание обратите на развитие речи ребенка.

Какой должна быть речь ребенка к моменту поступления в школу?
Современный ребенок к 5,5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; легко воспроизводить многосложные слова; правильно согласовывать слова по роду, числу, падежу. Словарный запас ребенка должен составлять от четырех до пяти тысяч слов.

Как проверить «качество речи» Вашего ребенка?

1. Попросите ребенка пересказать мультфильм или сказку. Прислушайтесь и посчитайте, много ли в речи Вашего ребенка прилагательных, наречий, местоимений.… Из скольких слов состоит фраза, есть ли в ней союзы, правильно ли употреблены предлоги.

2. Поиграйте с ребенком в инопланетян.

Пусть объяснит, что такое пылесос, клумба, орех и т.д. (ответы типа – это который пыль убирает – неправильны, добивайтесь называния обобщающего понятия – это такой прибор (техническое устройство), который может всасывать пыль, потому что там есть моторчик …)

3. Игра «Кот – все наоборот»

Поможет Вам определить, может ли ребенок подбирать слова противоположные по смыслу: гладкий – шершавый, храбрый – трусливый. Подниматься – спускаться, жарко – холодно и т.д.

4. Проверьте способность Вашего малыша образовывать притяжательные прилагательные: платье из шелка – шелковое, компот из слив – сливовый (а не сливочный), горка изо льда – ледяная и т.д.

5. Выясните, умеет ли ребенок сгруппировать и назвать предметы, действия, явления по обобщающему признаку (овощи, транспорт, насекомые, электробытовые приборы и т.д.), исключить «4-ый лишний» ( например, корова, овца, лось, лошадь), может ли заменить слово синонимом ( к примеру: собака – пес, пачкать – грязнить, смотреть- глядеть).

Что должно насторожить родителей?

1. Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами.

2. Скандирование слов.

3. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.

4. Трудности различения звуков.

5. Отсутствие связной, грамматически правильно.

6. Сложности с заучиванием стихов и пересказов.

7. Неверное построение предложения.

8. Частая расстановка неправильного ударения.

Как улучшить речевую готовность ребёнка к школьному обучению?

Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:

Игра «Посмотри и назови». При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.

Игра «Собери слово». Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом; [р],[у],[к],[а]- рука;

Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков, ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Например: звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.

Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль).

Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.

Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это (инструменты). Берёза, ель, тополь – это (деревья) и т. д.

Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).

Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.

Игра «Помоги Незнайке». Ребенок должен объяснить значения слов (что такое хлебница)

Чтобы сформировать грамматический строй речи, всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.

Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?

Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий»«Чья грива? – Лошадиная» и т. д.

Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под»«за»«перед»«между»«из-за»«из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.

Для развития связной речи и в дальнейшем овладения письмом, необходимо умение составлять из слов предложения и делить предложения на слова

Игра «Сосчитай, сколько всего слов в предложении» (Карандаш лежит на столе) Напишите его схемой. Одна клетка сверху вниз три по горизонтали клетки первое слово в предложении, далее слова писать, через клетку, одно слово (три клеточки). Составляйте разные по интонации предложения. Ребёнок должен ответить на вопрос сколько в предложении слов.

Развита ли у ребёнка 6-7 лет связная речь, можно узнать, предложив ему пересказать любимый мультфильм, знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составлять рассказ по картине или серии картинок. Обратите внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия.