Дети и СМИ: угроза или благо?

Во всем мире дети и подростки являются наибольшими пользователями информационных и коммуникативных технологий. Поэтому  СМИ в отношении подрастающего поколения имеют свои целевые ориентации:

  • формировать разностороннее развитие человека;
  • воспитать законопослушного гражданина, патриота, семьянина;
  • формировать социальную активность человека;
  • формировать правовое пространство и просвещение;
  • повышать культурный и образовательный уровень личности.

Но СМИ одновременно могут быть и негативным фактором социальной среды.

Массмедиа все агрессивнее участвуют в формировании мировоззрения людей, их культурного, политического и нравственного самостояния. Обострение ситуации связано с тем, что информационный рынок все более ориентируется на вкусы потребителя. Сегодня каждый за ту или иную плату может получить любую информацию.

Зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

  1. Интернет зависимость;
  2. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.
  3. Телемания
  4. Мобильная зависимость
  5. Компьютерная зависимость

     Компьютерная зависимость («патологическое использование компьютера»), или зависимое болезненное влечение ребенка к компьютеру, в полном объеме имеет все, ярко представленные, типичные признаки поведенческой зависимости.
•    Постоянное и выраженное желание ребенка (подростка) находится у включенного компьютера, неудержимая тяга к компьютеру, азартное стремление непременно увеличить время «общения» с компьютером, разумное распоряжение свободным временем исчезает
          •    Ребенок (подросток)  испытывает явный душевный дискомфорт, у него серьезно портится настроение или даже самочувствие, когда родители ограничивают или лишают его контактов с компьютером;
     •    Контакт или даже перспектива контакта с компьютером красноречиво улучшает настроение ребенка (подростка). Большей частью или всегда, только с помощью компьютера легко удается контролировать поведение ребенка (сделать уроки, убраться в комнате, лечь спать, просьбу …), повлиять на его коммуникацию, настроение.

     •    Вне времени контакта с компьютером у ребенка (подростка) появляются или усиливаются негативные эмоции (депрессивные реакции, обидчивость и раздражительность, агрессия, скука, хандра и апатия, невозможность себя занять и т.д.). 

     •    У ребенка (подростка) постепенно сужаются или совсем пропадают сферы других интересов (общение с родителями и сверстниками, спорт, книги, хобби т.д.). Появляются виртуальные друзья (и это не обязательно ровесники, и даже не люди).

     •    Большинство мыслей и желаний, свободные деньги и незанятое время посвящается компьютеру (неутолимая, навязчивая жажда новой информации (инфомания!); покупка новой игры, программы или компьютерного журнала;
     •    Нарушение режима сна и бодрствования, игнорирование физических нагрузок, правильного питания и личной гигиены;
     •    Физическое ухудшение здоровья (утомляемость, истощаемость, ожирение или потеря веса, головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, боли в спине, сердце, нарушение зрения;
     •    Специфический дефект – кистевой туннельный синдром (синдром карпального канала, современное название «травма вследствие постоянной нагрузки»: хронические, блуждающие или локализованные боли в руке, онемение, зуд, «мурашки», опухание суставов и т.д.; ;
     •    Развивается социальная дезадаптация (ухудшается поведение и познавательная деятельность в школе и дома, нарастает агрессия, развивается непослушание и безответственность, нарушаются правила и запреты взрослых, ухудшаются коммуникативные способности и т.д.);
     •    Количество неискренности и вранья в общении с родителями, учителями и другими взрослыми, особенно в области своего компьютерного пристрастия,  резко увеличивается;
     •    В конце концов, края реальной и воображаемой жизни постепенно растворяются, формируется «виртуальное» отношение к реальности – всегда можно «сохраниться», найти «здоровье», начать «жизнь» заново, вернуться на прежний уровень или «переиграть» случившееся;

     •    В тяжелых случаях заканчивается все искажением или  утратой биологических инстинктов (начиная с познавательного и сексуального инстинктов, заканчивая пищевым, и инстинкт самосохранения.

Компьютерная зависимость
         Дети и подростки, склонные, или, уже имеющие интернет-зависимость, нередко  имеют определенные, схожие личностные характеристики:
     •    Неуверенность в себе, признание собственной неполноценности,  снижение самоуважения, субъективное приумножение своих недостатков или «награждение» себя воображаемыми дефектами (истинная или «предохранительная» заниженная самооценка). 
     •    Неудовлетворенность жизнью, нереализованные потребности (например, у подростков стремление к общению!), чувство неуспешности на фоне мощных, неосуществленных влечений и желаний (фрустрация).
     •    Ощущение своей покинутости и одинокости, унылость и подавленность, зажатость, тревожность и внутреннее эмоциональное напряжение (депрессивно-тревожные особенности).
     •    Нелюдимость, замкнутость и застенчивость, проблемы естественного общения (коммуникационные трудности).
Наибольшую опасность патологическое использование компьютера представляет для детей и подростков. Этому способствуют особая прелесть и привлекательность «сетевого блуждания» и компьютерных игр. В борьбе за привлекательность и удовольствие, интенсивное напряжение основных органов чувств (зрение, слух, двигательные ощущения) в сочетании с высочайшей жизненной правдоподобностью компьютерной игры практически всегда выигрывает у обычной «серой» жизни…
   •   Практически неистощимые информационные источники любых сведений и справок
   •   Безграничный свободный доступ к всевозможным виртуальным играм и развлечениям
     •    Анонимность обширных межличностных отношений, свободный, легкий выбор любых комфортных лиц для приятного виртуального общения и времяпрепровождения, непринужденный разрыв старых связей и мгновенное формирование новых контактов, 
     •    Легкая возможность воображаемого осуществления практически любых замыслов, прихотей и «криков души», почти реальное воплощение в виртуальной жизни своих самых сокровенных стремлений.
     •    В игре реалистическое ощущение своей значимости  и геройства (роль супермена, колдуна, мудреца и пр.), наличие самых разнообразных эмоциональных окрасок своих действий, практический контроль виртуальной, но эмоционально значимой, ситуации. 
     •    Переживание опасностей виртуальных с накалом реальных страстей, допустимость безболезненного устранения любых неприятностей – нужно только «сохраниться», «отмотать время назад», «переиграть» и т.д.
     •    Получение любого виртуального вознаграждения (игровой бонус, премия, «здоровье», «оружие») – новая, удивительно приятная, эмоция приобретения. Блестящее преодоление нового уровня в игре, благополучное завершение всей игры – ощущение реального жизненного успеха. Настоящие яркие эмоции в иллюзорной видимости общения с реальностью. 
     •    Предварительно благосклонная реакция родителей – ребенок «занят делом», «вырабатывает усидчивость и развивает внимательность», «знакомиться с новыми технологиями», «огражден от пагубного влияния улицы, находится дома, под присмотром»,  и т.д. 

 Интернет

Основная опасность для несовершеннолетних при общении с компьютером исходит из коммуникативных возможностей Интернета и доступа к его «взрослым сайтам». Поэтому отсутствие контроля над содержанием и дозировкой информационных потоков может привести к усвоению отрицательных образцов поведения, при этом воздействие семьи в большинстве случаев минимально. В педагогической среде  пока недостаточно реагируют на информационные потоки, обрушивающиеся на ребенка со стороны СМИ.

Компьютерный мир распахнул свои двери для всех желающих осуществить мгновенный поиск нужной информации, пообщаться на интересующую тему, найти новых знакомых или друзей, отдохнуть за компьютерными играми и многое другое. Постоянно растет не только число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, но и тех, кто использует компьютер в качестве развлечения (увлекающихся компьютерными играми) и средства общения (пользователи Интернета), – это так называемые компьютерные аддикты. Как и всему новому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет).

В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время он употребляется в отношении той категории лиц, использование компьютера которой приобретает нездоровый, разрушительный характер (причиняет ущерб психическому, физическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу).

Общими чертами компьютерной зависимости является ряд характерных психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой.

Психологические симптомы:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения за компьютером;
  • проблемы с учебой или работой.

Физические симптомы:

  • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • сухость в глазах;
  • головные боли по типу мигрени;
  • боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройство сна, изменение режима сна.

Телемания

 Современный термин «патологическое использование телевизора у детей, довольно точно характеризует зависимое болезненное влечение ребенка к телевизору, при котором встречаются все признаки поведенческой зависимости. Желание ребенка находится у экрана постоянно и значительно, его непреодолимо тянет к телевизору, ему хочется постоянно увеличивать время контакта с ТВ.
 Родителям или самому ребенку сложно или невозможно контролировать свое поведение в части просмотра ТВ.

Ребенок испытывает явный душевный дискомфорт, у него портится настроение или даже самочувствие, когда родители ограничивают или лишают его контактов с ТВ.

Просмотр или даже перспектива просмотра ТВ значительно улучшает настроение ребенка. Преимущественно, только с помощью ТВ легко удается контролировать поведение ребенка (накормить, успокоить, выполнить просьбу …), повлиять на его настроение и самочувствие.

Вне времени контакта с телевизором, при лишении телевизора у ребенка появляются или усиливаются негативные эмоции (плохое настроение, плаксивость и раздражительность, агрессия, скука и апатия, невозможность себя занять и т.д.). Не правда ли, похоже на абстинентное состояние? Ломка? Синдром отмены?      

У ребенка постепенно сужаются или совсем отсутствуют сферы других интересов (общение с родителями и сверстниками, спорт, книги, хобби т.д.). 

Развивается социальная дезадаптация (нарушается поведение и познавательная деятельность в детском коллективе и дома, формируется непослушание, ухудшаются коммуникативные способности и т.д.)

Влияние телевидения и мультфильмов на личностное развитие детей.

Спору нет, в настоящее время телевидение – это неотъемлемая, важнейшая часть нашей жизни, без которой свое существование не могут помыслить миллионы людей.

Влияние телевизора на детскую психику и здоровье трудно назвать положительным, порой для этого достаточно присмотреться к самому малышу. Зачастую постоянный многочасовой просмотр телевизора ребенком приводит к повышению у него агрессии, которую трудно не заметить, поскольку она часто выплескивается на самих родителей, но достаточно сложно связать именно с самим процессом просмотра мультфильмов или кино. Подавляющее количество не только фильмов с ограничением для детского просмотра, но даже безобидных, на первый взгляд, мультиков несут в себе насилие, драки, ругательства. Теперь задумайтесь, неужели вашему ребенку не захочется повторить то же самое, что делают герои кино или мультфильма? Без сомнения – захочется.

Даже взрослый человек зачастую подмечает, как негативно могут воздействовать на него плохие известия, которые несут нам новостные программы. Не напрасно говорится, что лучшая новость – это отсутствие всяческих новостей, однако мы живем в динамичном мире, где постоянно происходит что-то ужасное: убийства, теракты, насилие, кровь, жестокость. Влияние телевизора, а именно информационных программ, на детскую психику и здоровье будет крайне негативным, поскольку ребенок, как губка, впитывает эмоции, переживания.

Ну, с новостями и так все понятно, таков наш непростой, подчас жестокий мир, что не обходится без кровопролития. В принципе, можно и переключить на другой канал, где не говорят о плохом, но… Какой же нынче канал обходится без рекламы? Понятно, что телеканалы живут именно за счет ее размещения в своем эфире, однако обратите внимание на своего ребенка, когда по телевизору начинается очередной рекламный ролик. Игрушки забыты, рот открыт, все внимание устремлено в экран и, казалось бы, что может быть интересного для двух-трех летнего малыша в этом обилии информации о стиральных порошках, автомобилях, прокладках?

Поясним, что рекламный ролик для телевидения создается с той целью, чтобы быть увиденным и запомненным потенциальным покупателем, это понятно всем. И для этой цели создатели рекламы не останавливаются ни перед чем: чередование красочных картинок, повышение звука в сравнении с основной передачей, повторение одного и того же, мельтешение красок. Зачастую реклама создается именно с целью воздействия на самого ребенка, который обязательно начнет просить увиденную в телевизоре шоколадку при посещении магазина. И не забывайте, что реклама по телевидению повторяется с завидной регулярностью по нескольку раз в час.

Нет, конечно, нельзя назвать телевидение абсолютным злом и просмотр передач бывает порой достаточно занимательным, поучительным. Существуют специальные детские передачи, которые призваны не только развлечь, но и научить чему-либо полезному ребенка. Просмотр телевизора должен быть ограничен разумными пределами, лучше потратить это время на активные игры, рисование, учебе.

Следует помнить несколько правил, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие просмотра телепередач на глаза ребенка:

 1.  Достаточная дистанция между ребенком и телеприемником. Должна быть не менее 3-4 метров.

2.  Ограничение просмотра телевизора по времени. От 3 до 7 лет дети могут смотреть ТВ не более 50 минут в сутки. Дети старше 7 лет не более 2 часов.

3.  Телевизор смотрим сидя, голова должна быть прямая.

Это минимальные требования, дети младше двух лет смотреть телевизор не должны вообще, поскольку при этом идет нагрузка не только на глаза, но и отрицательное влияние на центральную нервную систему.

Можно выделить целый ряд мультфильмов недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию личности ребёнка:                     

  • Переизбыток агрессии и насилия на экране. Ребёнок может потом подражать мультяшной жестокости в своей жизни.
  • Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. Это формирует стереотип вседозволенности.
  • Нет чёткой границы между добром и злом. Даже положительный персонаж может тоже совершать плохие поступки ради благих целей.
  • Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным, растениям – чаще норма, а не исключение.
  • Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по несколько раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя.
  • Безусловно мультфильм мультфильму рознь. Но взрослым лучше сначала самим посмотреть и решить можно это показывать или нет ребёнку. Конечно, телевидение – это источник информации, и совсем пренебрегать им не следует, однако нельзя забывать и о том, что телевидение – не средство для полноценного развития личности ребёнка.                                                                                                 

Телефономания

Из опросов – более половины взрослых готовы отказаться от своего мобильного только с применением «внешнего насилия», и скорее, пожертвуют другим благами прогресса, чем своим телефоном. В настоящее время нет достаточного объема серьезных исследований на тему телефономании, соответственно говорить о наличие достоверных статистических данных пока рано. Но, у взрослых частота телефономании составляет не менее 8-10%, скорей всего, у детей старшего возраста и подростков столько же, или намного больше.

Современный мобильный телефон (смартфон) – это самый     настоящий компьютер с любыми интернет-возможностями. И все вышесказанное о компьютерной зависимости, интернет-аддикции, также относится к мобильному телефону (смартфону). Но даже самый примитивный мобильный телефон (не компьютер), который  умеет только «звонить» и отправлять СМС-сообщения,  может представлять для ребенка реальную опасность. 
     Не менее редкая, и совсем небезобидная, зависимость – патологическое использование мобильного телефона, или телефономания (зависимое, болезненное влечение к мобильному телефону), характеризуется всеми признаками поведенческой зависимости. Итак!

Постоянное желание ребенка (подростка) иметь при себе включенный телефон, неотвязное стремление всегда «быть на связи», «у аппарата», «on-line», беспрерывная, навязчивая проверка пропущенных звонков и смс-ок  (не только днем, а даже, просыпаясь ночью);

     •    Ребенок (подросток)  испытывает явное беспокойство и тревогу, у него ухудшается настроение, когда разряжается телефонный аккумулятор, ломается или теряется телефон, на счете заканчиваются деньги, родители запрещают «болтать по телефону»; у многих даже кратковременная «потеря телефона» приравнивается к вселенской катастрофе;
     •    С помощью угроз лишения телефона легко удается контролировать поведение ребенка (сделать уроки, убраться в комнате, лечь спать просьбу …), повлиять на его коммуникацию, настроение и самочувствие.
     •    Вне времени контакта с телефоном, при лишении телефона у ребенка (подростка) появляются негативные эмоции (депрессивные реакции, обидчивость и раздражительность, агрессия, скука, хандра и апатия, невозможность себя занять и т.д.).

     •    Большинство мыслей, свободные деньги и незанятое время посвящается общению по телефону (постоянное ожидание звонка или СМС, пополнение телефонного счета, смена модели телефона, покупка нового чехла или защиты экрана, закачка нового рингтона и экранной темы. Любимый предмет разговоров  – только кибермобильные новости (достоинство и престижность свежей модели телефона или преимущество нового тарифного плана). Страх отстать от прогресса, упустить новейшие техновозможности, боязнь нарваться на критику ровесников по поводу «отстойной модели». Мечта о «самом-самом» телефоне: самый быстрый процессор, самый лучший экран, самая крутая фотокамера и т.д.;
     •    Необходимость коммуникации, интерес к общению с ровесниками реализуется только через телефонные разговоры, в особенности, через СМС-переписку. Реальные межличностные отношения (и даже любовные!) практически полностью заменяется СМС-коммуникацией.    

•    Нарушение режима сна и бодрствования, игнорирование физических нагрузок, правильного питания и личной гигиены;
   •    Специфический дефект – формирование «СМС-пальца»: боли в суставах и мышцах, воспаление сухожилий вследствие огромного количества стереотипных, быстрых и нефизиологических движений пальцами).